Центр гендерных исследований при ИПФ ПГНИУ

Цель центра – изучение основных направлений гендерных исследований, а также широкого спектра проблем, связанных с историко-культурными и социально-политическими аспектами взаимоотношения полов, политизацией сексуальности и положением субординативных сообществ в различных общественно-политических процессах мира, России и Пермского края.

Валентина Успенская «Суфражизм в истории феминизма»

История борьбы женщин за свои права, история феминизма, являясь частью социальной истории человечества, почти не известна большинству женщин и мужчин. Лишь в последние десятилетия феминизм становится предметом научных исследований.[[См., например: Feminism and History.Ed. by Scott J.W. London,1996; Banks O. Faces of Feminism. Basil Blackwell,1993; Rendall J. The Origins of Modern Feminism: Women in Britain, France and the United States,1780-1860. London,1989; Rowbotham Sh. Women in Movements:Feminism as a Social Action. London,1992; Feminism in Our Time. Ed. by M.Schneir. N.Y.,1994; Stites R. The Women’s Liberation Movement in Russia:Feminism, Nihilism, and Bolshevism, 1860-1930. New Jersey,1990; Kaplan G. Contemporary Western Feminism. New York,1992; Lerner G. The Creation of Feminist Consciousness. New York, 1993;]] Благодаря публикации в конце 80-х — 90-х гг. материалов российских авторов, посвященных истории и идеологии этого социального феномена,[[См.: Айвазова С.И. Женское движение и политика/ Массовые движения в современном обществе.М.,1990. С.117-125; Айвазова С. К истории феминизма//Общественные науки и современность, 1992, N 6; Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России//Общественные науки и современность, 1991, N 4; Воронина О.А. Идеология феминистского движения//США: Экономика.Политика.Идеология. 1980, N ; Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-годов//Вопросы философии, 1988, N 5; Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992; Феминизм: Восток.Запад.Россия. М.,1993; Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново,1994; Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (феминистскиая мысль в США) //Вопросы философии, 1988, N5.]] а также переводов на русский язык некоторых, известных во всем мире, текстов по феминизму,[[См., например: Феминизм: проза, мемуары, письма. Под ред. М.Шнеир. М.,1992; Эванс С. Рожденная для свободы. М.,1993; Фриден Б. Загадка женственности. М., 1994; Бовуар С.,де. Второй пол. Введение//Иностранная литература, 1993, N 3; Пизан К., де. Книга о Граде Женском/ Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XYвв.М.,1991.]] появляется возможность понять, что же стоит за звучавшими столь таинственно и пугающе словами: «феминизм»,»суфражизм».

В фокусе моего обзора — движение женщин за предоставление равных с мужчинами избирательных прав. В истории феминизма конца XIX-начала XX вв. это движение получило название — суфражизм (от англ. suffrage — право голоса).

I

Само слово «feminisme» (от латинского femina — женщина) придумал французский теоретик социализма Шарль Фурье в начале XIX века.[[См. об этом: Rowbotham Sh. Op.cit. P.168; Rendall J.Op.cit. P.2.]] Он писал о «феминистке», «новой женщине», которая изменит общественную жизнь и в то же время сама изменится в обществе, основанном на ассоциации и взаимности. Фурье был убежден, что «расширение прав женщин — это главный источник социального прогресса».[[Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. М.,1938. С.174.]] Изобретенный термин употреблялся им самим же на французском языке. Использование слова «феминизм» для описания идеологии равноправия женщин в обществе известно, согласно англо-американским историкам, с 1894 г.[[См.: Rendall J. Op.cit.; Kelly J. Women, history, and theory. The University of Chicago Press, Chicago,1984. P.96. Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. Longman, 1986.P.107.]] К началу XX в. термин «феминизм» используется борцами за женские права не только в США, Великобритании и других странах Западной Европы, но также в менее промышленно развитых странах, таких как Россия, Япония, Индия, Египет, Турция, Аргентина.[[См.: The Blackwell Twenties-Century Dictionary of Social Thought. Ed.by T.Bottomore. New York,1995. P.712.]] Хотя в «Толковом словаре живого русского языка» Владимира Даля в 1882 г. не было статьи об этом понятии, но хорошо известно, что российское общество в конце XIX — начале XX вв. называло «феминизмом» стремление женщин из образованных (чаще всего, буржуазных) слоев общества самостоятельно и организованно добиваться признания своих прав в обществе.[[См.: Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М.,1972. С.61;]]

Хотя феминизм как идеологическая и политическая сила возникает в XIX в., феминистические идеи и трактаты о необходимости расширения прав женщин в обществе можно обнаружить в очень ранние периоды человеческой истории. Так, «Книга о женском городе» Кристины де Пизан, опубликованная в 1504 г. в Италии, уже содержала идею защиты прав женщин на образование и политическое влияние. Классическим текстом современного феминизма считается книга английской писательницы Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», изданная в 1792 г. и написанная под влиянием событий Великой Французской революции. Одним из первых документов феминизма считается «Декларация прав женщины и гражданки», написанная и опубликованная французской писательницей Олимпией де Гуж в 1791 г. В «Декларации» заявлялось, что игнорирование, забвение женских прав, «тирания сильного пола» являются причиной национального несчастья и нравственного разложения; что женщина рождена свободной и по праву равна мужчине.

Текст весьма актуален и сегодня: «Из общности мужчин и женщин состоит нация, на которой покоится государство; законодательство должно быть выражением воли этой общности. Все гражданки и все граждане должны, сообразно с их способностями, иметь одинаковый доступ ко всем общественным должностям…; только одно различие их добродетелей и талантов может служить масштабом для их выбора. В своем обращении к женщинам она восклицала: «Разве еще не время, чтобы и среди нас — женщин — началась революция? Разве мы никогда не примем деятельного участия в формировании общества?»[[Цит. по Браун Л. Женский вопрос. СПб.,1906. С.72. Сама Олимпия де Гуж была казнена в 1793 году не только как роялистка, «враг революции», но и как женщина, «забывшая о достоинствах своего пола» (Tuttle L. Op.cit. P.130). В 1793 году специальным декретом правительства были запрещены женские клубы, появившиеся в революционной Франции и принимавшие активное участие в политическом процессе того времени. Равные избирательные права с мужчинами женщины Франции получили лишь в 1945 году.]]

Тревога была не случайной, ибо идея и практика народного правления (демократии), зародившиеся еще в древнем Афинском полисе, изначально не предполагали участия женщин (н е граждан). Развившиеся религии, великий культурный Ренессанс, демократические революции и билли о правах ориентировались на мужчин. Призыв либеральных политических философов эпохи Просвещения к свободе, равенству и братству тоже был призывом к установлению равноправия мужчин.[[Великий защитник демократии Ж.-Ж. Руссо утверждал, что женщины от природы неспособны быть гражданами. Хороший анализ текстов либеральных мыслителей с точки зрения их отношения к равноправию полов см.: Okin S.M. Women in Western Political Thought. New Jersey, 1992; Elshtain J.B. Public Man, Private Woman: Women in Social and Political Thought. New Jersey, 1981.]]

Среди ранних и немногих сторонников политического равноправия женщин был французский философ и политический идеолог эпохи Французской революции Ж.де Кондорсе. Он исходил из того, что женщины, так же как и мужчины, одарены разумом и нравственными идеями и потому должны иметь те же права, как и мужчины. Он требовал для них активного и пассивного избирательного права. В 1790 г. Кондорсе опубликовал статью «О даровании женщинам гражданских прав». По его мнению, провозглашенный революцией принцип равенства был попран, так как половина рода человеческого была лишена права принимать участие в законодательстве: «Или вообще не существует врожденных человеческих прав, или каждый человек, независимо от пола, религии, расы, имеет одинаковые права».[[Цит. по Браун Л. Указ.соч. С.78.]]

Другой прогрессивный мыслитель той же эпохи, прусский писатель Теодор Готтлиб фон Гиппель, опубликовал в 1792 г. книгу «Об улучшении статуса женщин», которая положила начало дебатам о правах женщин в Германии. В ней автор призывал к полноправию женщин в политике, образовании, профессиональной деятельности. От участия женщин в государственном управлении Гиппель ожидал больших результатов, считая, что «в этом случае было бы меньше тиранов и расточительства сил подданных».[[Там же. С.79.]]

II

Основываясь на традициях Просвещения и прав личности, в середине XIX века возникает феминизм как социальное движение самих женщин за свои политические и гражданские права, ибо ни одна революция не предоставила им таких прав, несмотря на активное их участие в революционных процессах. Период с 1840-х по 1920-е годы известен в современной литературе по истории женских движений как «первая волна» феминизма («вторая волна» поднимется в середине 60-х годов XX века, и это уже будут новые задачи, рассмотрение которых выходит за рамки этого обзора). В свои программы феминистки в разных странах включали требования предоставить право на образование, профессиональный труд, на занятие государственных должностей, право cамостоятельно заниматься торговлей, предпринимательской деятельностью.

Одной из характерных черт феминизма «первой волны» к концу XIX — началу XX в.в. стало требование политического равноправия для женщин, прежде всего права голоса. Суфражистки (так в многих странах называли поборниц равноправия) верили, что, имея легальную возможность голосовать на выборах, женщины вскоре освободятся от всех других форм дискриминации. Основной социальной базой суфражистского движения был средний класс (интеллигенция и буржуазия — в России, что давало основание называть его также «буржуазным» феминизмом в отличие от «пролетарского» женского движения как составной части рабочего движения за социализм). В начале XX в. (в 1904 г.) суфражистские организации США, Канады, Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии и Швеции объединились в Международный союз за женское равноправие, который уже в 1911 г. насчитывал двадцать четыре национальные ассоциации.[[См.: Феминизм: проза, мемуары, письма. С.388; Tuttle L. Op.cit. P.156.]] Всероссийский союз равноправия женщин в 1905 г. был приглашен присоединиться к Международному союзу, и в 1906 г. делегация российских суфражисток участвовала в работе III конгресса женщин в Копенгагене.[[Stites R. Op.cit. P. 212.]] Во всех странах — участницах Союза ежегодно проводились тысячи митингов, миллионы листовок о бесправном положении женщин распространялись в самые отдаленные уголки земного шара. Участвуя в «становлении нового порядка» в начале нового века, женщины требовали права голоса, придавали этому «исключительно важное значение и «на меньшее были не согласны».[[Феминизм: проза, мемуары, письма. С.392, 407.]]

III

В США движение женщин-суфражисток началось с конференции в местечке Сенека Фоллз в 1848 г., на которую собрались более 200 женщин и около 40 мужчин из ближайших деревень и городков. Конференция заявила о необходимости полноправного гражданства женщин: женщина не только мать, но и самостоятельная личность, и ее отношения с государством должны быть прямыми, а не опосредованными через мужа или детей. Участники конференции приняли Декларацию Чувств, документ, который напоминал Декларацию о независимости, принятую в годы Американской революции конца XYIII века, объявившую свободу и равноправие граждан. Декларация Чувств заявляла о правах женщин и необходимости организованной борьбы за эти права. В 1869 г. Сьюзен Б.Энтони организовала Национальную ассоциацию за избирательные права женщин, и в том же году штат Вайоминг предоставил право голоса женщинам; в 1893г. его примеру последовал штат Колорадо, в 1896г. — штаты Айдахо и Юта. Но борьба американских женщин за общегражданское право голоса продолжалась более 70 лет: лишь в 1920 г. они обрели это право.[[См. подробнее о движении суфражисток в США: Эванс С. Рожденная для свободы. С. 101-152; Феминизм: проза, мемуары, письма. С.384-407.]]

В Великбритании движение за права женщин связано с именем знаменитого философа Джона Стюарта Милля [Милль], который в 1867 году выступил в английском парламенте с петицией в пользу избирательных прав для женщин. Его книга «Подчиненность женщин» (1869), написанная в соавторстве с его женой Гарриет Тэйлор, считается классическим либеральным произведением в защиту прав женщин. В 1867 г. Лидия Бекер организовала первую суфражистскую организацию — Национальное общество за избирательные права женщин. С 1890 г. ее лидером была Милисент Фосетт. В 1903 г. организуется Женский социально-политический союз с новым лидером Эммелин Пэнкхерст, вошедшей в историю феминизма как организатор весьма воинственных выступлений женщин за свои избирательные права. Суфражистки применяли тактику обструкций, устраивали уличные манифестации, сознательно нарушали общественный порядок, пытаясь таким образом привлечь внимание общественности и властей к проблеме избирательных прав для женщин. Эти права англичанки получили ограниченно в 1918 г., а в полном объеме — в 1928 году.[[См.: Rendall J. Op.cit.; Tuttle L. Op.cit. P.370; Feminism. A Reader. Ed.by M.Humm. New York,1992. P. 1-2.]]

Если в США и Великобритании борьба суфражисток была, несмотря на хорошо организованные и довольно массовые женские движения, очень длительной и безуспешной вплоть до 20-х гг. XX столетия, то в России сложилась иная ситуация. Требование предоставления женщинам права избирать и быть избранными стало звучать здесь в начале XX в.[[До 1905 года, по мнению исследователей российского феминизма, вопрос о политических правах женщин не ставился: «Женское движение возникло одновременно с открытым выступлением на путь политической деятельности конституционалистов» (Щепкина Е. Женское движение. Спб.,1906. С.1). См. также: Айвазова С. Женское движение в России: традиции и современность/ Формирование гендерной культуры у студенческой молодежи. Набережные Челны, 1995. С.19; Stites R. Op.cit. P.65, 199; Feminism. A Reader. Ed.by M.Humm. New York,1992. P.XY.]] Оно было включено в программы некоторых политических партий. Раньше других, в 1903 г., требование равноправия женщин включила в свою программу российская социал-демократическая рабочая партия (большевики и меньшевики); к концу 1905 г. вопрос о равноправии включали также программы кадетов и эсеров.[[См.: Хасбулатова О. Указ.соч. С. 104; Stites R. Op.cit. P. 203.]] Женщины ожидали гражданского признания в годы первой русской революции 1905-1907 гг., но Манифест 17 октября провозгласил определенные гражданские и политические права и свободы только мужчинам (повторилась ситуация и Американской, и Французской революций, когда женщин исключали из категории граждан).

Революционная волна в России подняла женщин на борьбу за свои права. Многие феминистки («равноправки»), боровшиеся ранее за доступ женщин к высшему образованию и право на профессиональный труд, начали теперь борьбу за политические права женщин. В то время наиболее известной и крупной феминистической организацией было «Русское взаимно-благотворительное общество. В январе 1905 г. около тридцати женщин либеральных взглядов объявили о создании женской политической организации в Москве, а затем и в Петербурге — Всероссийского союза равноправия женщин (Союз действовал до 1908 г.). В декабре 1905 г. сформировалась третья и последняя из женских организаций периода 1905-1907 гг.: Женская прогрессивная партия.[[См.: Stites R. Op.cit. P.201-203.]]

Хотя российские феминистки не были такими воинственными, как многие их подруги на Западе, все же суфражизм в России встречал сопротивление. Причем, не только со стороны консервативных кругов царской России, но и со стороны лидеров социалистических и рабочих организаций, которые враждебно относились к самостоятельным и организованным действиям женщин. По этому поводу на первом Всероссийском съезде женщин в декабре 1908 г., подготовленным феминистками, высказалась Стефания Исполатова, отметив, что за это стремление к самостоятельности на женщин «сыпятся упреки в феминизме (слово, которое у нас считается чуть ли не ругательным). Еще бы! Ведь феминистками называют тех бунтовщиц, которые, считаясь с историческими фактами, не верят программам, словам и обещаниям и самостоятельно хотят добиться своих прав».[[Исполатова С. Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя. Речь на Первом Всероссийском женском съезде в декабре 1908г.// Женщина и Земля, 1992, март. С. 46.]]

Феминистические организации в России, боровшиеся за общегражданское право голоса, были, по сравнению с западными, не столь массовыми. Так, Всероссийский союз равноправия женщин в пик своей деятельности в 1905 году, насчитывал 8 тыс. членов, в то время как, например, Национальная американская ассоциация за избирательные права женщин выросла с 17 тыс. в 1905 г. до 100 тыс. в 1915 году. Национальный совет женщин в такой маленькой стране как Дания насчитывал в 1899 г. 80 тыс. участниц.[[Lorber J. Op.cit.]]

Наиболее радикальной в России феминистической организацией был Всероссийский союз равноправия женщин, в Платформе которого содержались такие требования как:

— немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного избирательного права без различения пола, веры, национальности;

— признание прав народов, входящих в состав России, на политическую автономию и национально-культурное самоопределение;

— уравнение во всех политических и гражданских правах женщин с мужчинами во всех областях жизни и слоях общества без ограничения прав замужних женщин. Феминистки требовали также уравнения прав крестьянок с правами мужчин при всех аграрных реформах; охраны труда женщин и обязательного страхования наравне с мужчинами; допущения всех женщин во все области общественной и служебной деятельности; совместного обучения с мужчинами; отмены всех законов о проституции, унижающих достоинство женщин.[[См. публикацию платформы Cоюза в газете «Сударушка»,1996, N 4.]]

С 1909 г. до Февральской революции новая организация — Российская лига равноправия женщин — активно, но безуспешно пыталась добиться от власти изменения законодательства в пользу равноправия женщин. По инициативе Лиги 20 марта 1917 г. в Петрограде прошла одна из самых первых и массовых демонстраций в поддержку избирательных прав для женщин (см. публикацию воспоминаний участницы событий О. Закуты в этом сборнике «Как в революционное время Всероссийская лига равноправия женщин добивалась избирательных прав для русских женщин»).

В июле 1917 г. Временное правительство объявило о своем решении предоставить российским женщинам все политические права, признав, в частности, что «право участвовать в выборах в Учредительное Собрание принадлежит всем гражданам России обоих полов, достигших 20 лет к моменту выборов».[[См.: Stites R. Op.cit. P.294.]] Октябрьская революция 1917 г. также подтвердила принцип женского равноправия и повышения социального статуса женщин.

Таким образом, настойчивая и организованная деятельность женщин в защиту своих прав в двух русских демократических революциях не была напрасной в смысле обретения избирательных прав. Период борьбы за общегражданское право голоса для женщин продолжался чуть более 12 лет. Россия стала одной из первых стран, предоставивших женщинам равные избирательные права с мужчинами в начале XX в.

IV

Следующая таблица показывает, когда и в каких странах женщины получили право голоса наравне с мужчинами в результате борьбы, начатой суфражистками в XIX веке и продолженной в XX веке:[[См.: Tuttle L. Op.cit. P.370-371.]]

Первой страной, предоставившей женщинам гражданское право голоса была Новая Зеландия (1893 г.). Правда, в Скандинавских странах некоторые юридические препятствия для участия женщин в общественной жизни начали устраняться еще в середине прошлого века.

Из таблицы видно, что процесс обретения женщинами общегражданского голоса растянулся на долгие годы. К 1940-м гг. таких стран было уже 26. Наибольший прогресс в обретении равного избирательного права для женщин был достигнут после Второй мировой войны. К 1995 г. женщины имеют это право везде, кроме шести стран на Среднем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) и в республике Бруней.[[См.: Sivard R. WOMEN …a world survey», Washington,1995. P. 36.]]

Обретение женщинами общегражданского права голоса означало радикальный прорыв в идеологии «естественного подчинения» женщин и мужского превосходства. Но надежды суфражисток, что с обретением женщинами равных избирательных прав политика автоматически изменится к лучшему, оказались иллюзией. Политика во всем мире остается бесконтрольной со стороны женщин как социальной группы. На пороге XXI века общественное сознание все еще с трудом воспринимает идею социального равноправия и партнерства полов. Почему? Этот и другие вопросы женского бытия в мире патриархатных[[Концепция патриархата — одна из ценральныхв идеологии феминизма второй половины XX в. Если кратко, то это «система мужского господства и дискриминации женщин с помощью социальных, политических и экономических институтов» (Humm M. The Dictionary of Feminist Thought. Ohio State University Press, 1990. P. 159.]] ценностей поставит «вторая волна» феминизма, поднявшаяся с середины 60-гг. XX столетия.

Реклама

Single Post Navigation

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: