Центр гендерных исследований при ИПФ ПГНИУ

Цель центра – изучение основных направлений гендерных исследований, а также широкого спектра проблем, связанных с историко-культурными и социально-политическими аспектами взаимоотношения полов, политизацией сексуальности и положением субординативных сообществ в различных общественно-политических процессах мира, России и Пермского края.

Ольга Поспелова «Кто и почему боится квир-исследований в России?»

Быстрое становление квир-теории в западных странах происходит в последние десятилетия прошлого века (80-е и 90-е года), и слово, ранее выражавшее презрительное отношение к носителям ненормативных сексуальных и гендерных идентичностей, превращается в солидный академический термин. Начало нового тысячелетия – время, когда женские, мужские, гендерные, гей, лесби и квир исследования развиваются параллельно, выступая в отношении друг друга то критиками, то союзниками. Во всем этом динамичном, во многом драматичном и быстро развивающемся процессе квир-исследования снискали славу наиболее радикальной формы рефлексии над трансформациями системы отношений между биологическими составляющими пола, гендером и сексуальным влечением.
Столь динамичная и быстрая история – довольно новый, непривычный феномен в науке. Он требует особых качеств от научного сообщества, таких как интеллектуальная смелость, открытость к рискам и гибкость. Если мы бросим хотя бы беглый взгляд на развитие отечественной социо-гуманитарных наук, то станет ясно, что включиться в этот процесс оказывается довольно сложно. И причины тому следующие:
1. Темпоральная рассогласованность интеллектуальных историй России и остального мира, особенно стран Западной Европы и Америки.
2. Различия в структуре и организации научной деятельности. Довольно долгое время ни о какой «академической свободе» в отечественных социо-гуманитарных исследованиях речи быть не могло.
3. Плохая интегрированность в мировой интеллектуальный контекст. Российские социо-гуманитарные науки характеризуется либо крайним консерватизмом, либо методологической всеядностью и эклектикой, что свидетельствует о смутном понимании самого предмета исследования.
4. Сохраняющаяся табуированность публичных обсуждений сексуальности. В 90-е годы российское общество столкнулось с плодами «сексуальной революции», особенно в виде радикальной эротизации индустрии шоу-бизнеса. Однако у нашего общества так и не нашлось времени для осмысления произошедших перемен. Отсюда – резкий контраст между реальными практиками и установками, между тем, что мы делаем, и тем, что говорим по этому поводу.
5. Негативную реакцию вызывает не столько само сексуальное поведение (даже выходящее за рамки консервативных конвенций), сколько именно попытки трансформации дискурса о сексуальности. Во многих странах, и Россия здесь не исключение, гендерная система уже не располагает возможностями жесткого контроля за поведением индивидов, и потому дискурсы оказываются последним рубежом, настоящей ареной идеологической борьбы. В свете этого анти-просветительский пафос, сопровождающий дискуссии по поводу сексуальности в России, отражает общие механизмы защиты патриархатной гендерной системы. Другим примером может быть недавнее выступление французских консерваторов против включения в школьные учебники разделов по гендерной теории.
Квир-теория оказывается не просто самым радикальным способом рефлексии над вопросами гендера, сексуальности и нашего самоопределения в целом. Она делает своим предметом то, что с позиции нормативной гендерной системы вообще не может существовать – идентичность за пределами «гетеросексуальной матрицы». Сама теория здесь становится подрывной практикой, расшатывающей основы социального консенсуса по поводу пола, гендера и сексуальности. Гендерная теория – более старшая и во многом более респектабельная – имеет, по сути дела, ту же цель, однако обладает способностью мимикрии
под действующие академическое стандарты, а потому до поры до времени может казаться вполне «безопасной». Эта политическая аморфность гендерных исследований не раз подвергалась критике со стороны феминистских теоретиков. Отличие квир-теории состоит в том, что ее чрезвычайно сложно «приручить», нейтрализовать ее радикальность, подчинить господствующей логике умалчивания. В этом можно видеть причину, почему квир-теория пугает многих, но в этом же и причина ее притягательности.

Реклама

Single Post Navigation

3 thoughts on “Ольга Поспелова «Кто и почему боится квир-исследований в России?»

  1. Татьяна on said:

    Получается квир-теория это то, что больше отсылает нас к акционизму, к теории для практики, нежели к теории ради теории. Квир-теория несет в себе выраженный политический акцент и может работать именно в политическом дискурсе, в то время как гендерная теория отдает этакой нейтральностью и академичностью.

  2. На мой взгляд, это зависит от взгляда на гендерную теорию. Для меня гендерная теория в такой же степени связана с практикой. Человек, заявляющий, что занимается гендерной теорией, но при это разделяет идею о биологических различиях полов и их важности в обществе, является псевдо-гендерологом

  3. Про псевдо-гендерологов это понятно, я совершенно согласна. И к сожалению это актуальная проблема. Но для меня в отношении гендерной теории возникает один такой вопрос — а может ли категория «гендер» быть «полезной категорией» не только в академическом дискурсе, но и в политическом, в активизме? Не сглаживает ли она углов? Может ли эта категория нести в себе сильный политический заряд? Не является ли она сугубо академической категорией, несущей в себе значение только для исследований, теории? Это просто попытки порассуждать над тем, как возможно существование этой «категории», этого понятия.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: